Возраст от 11 до 17 лет – пора первых экспериментов с отношениями и период гормонального взрыва — поведение тинейджеров во многом обусловлено именно этим.
Романтические отношения связаны с растущим интересом подростка к своему телу, внешнему виду, возможностям. Чувства приводят к более глубокой способности заботиться, делиться, сопереживать, учат понимать себя и другого человека. Влюбленные подростки пытаются анализировать коммуникационные ошибки и корректировать свое поведение. Этот этап развития так же важен, как и любой другой, и так же необходим.
Отношения между парнями и девчонками традиционно вызывают у родителей тревогу, так как дети еще не способны брать ответственность за свои поступки. Нередко такое положение приводит к родительскому контролю, порой нарушающему все мыслимые границы. В ответ подростки становятся неуправляемыми и жесткими.
Что делать?
1. Нужно запастись терпением и пониманием. Дело в том, что первые отношения имеют особую ценность, и подросток, будь то парень или девочка, будет бороться за них даже с родными. Хоть это и нелегко, но надо постараться дать ребенку возможность совершать свои выборы и ошибки, мягко и ненавязчиво контролируя.
Как не навредить?
Подростки не всегда гладко переживают влюбленность. Первые чувства могут быть глубокими, сложными, болезненными. Родной человек может как помочь, так и оттолкнуть грубостью или невнимательностью, обесцениваем детских чувств. Взрослые знают, что первая любовь быстро проходит, и со временем она кажется незначительной на общем жизненном фоне. И забывают, что для подростка это – целый мир чувств и отношений, открытие значимости другого человека в своей жизни.
Что делать?
Забыть о шутках на тему чувств, иначе ребенок отдалится. Критиковать его выбор или поведение – это ранить. Стоит бережно относиться к чувствам ребенка. Близкие люди должны оставаться таковыми: выслушать, дать совет, помочь найти выход из проблемной ситуации.
Как не упустить что-то важное?
Дети очень хотят стать взрослыми. У семиклассницы в соцсетях можно увидеть статус «в отношениях», а девятиклассница приходит к школьному психологу с вопросами о любовном треугольнике и изменах. Они хотят внимания, любви, еще не осознавая, что это такое. И страдают, и «чувствовать спешат». Подросткам важно попробовать себя в статусе чьего-то партнера, понять, как ведут себя парни/девчонки в отношениях, что для них важно, а что – нет. Понять это можно методом проб и ошибок, поэтому подростки редко встречаются друг с другом больше нескольких месяцев. Непостоянство в этом случае связано не с безнравственностью, а с подготовкой к реальным отношениям в будущем.
Многие родители пытаются запретить затянувшийся роман сына или дочери, выбирая благовидный предлог, например: «Об учебе думать надо!», но инстинкты сильнее запретов. И тогда, стремясь уберечь чадо от ошибок, взрослые учат «как правильно, без последствий», порой подталкивая к разрушающему поведению и обесценивая любовь.
Что делать?
В чувственной сфере мы в большей степени опираемся на свой опыт и страхи. И да, боимся беременности, зараз, непостоянства своих детей, забывая, что самая действенная прививка от венерических болезней и ранних беременностей — нравственное воспитание. Нужно научить детей испытывать радость от общения, от соприкосновения с душой другого человека, и тогда их отношения будут только с тем, с кем нужно, и тогда, когда нужно.